Переключатель версий

Главное меню

Наши партнёры

Пояснительная записка к примерному учебному плану (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год(Приложение № 1 к приказу минобразования области от 30.04.2014 № 263)

Приложение № 1

к приказу минобразования области

от 30.04.2014  № 263

 

Пояснительная записка к примерному учебному плану (недельный)

образовательных учреждений Ростовской области

  на 2014-2015 учебный год

 

Основные положения регионального примерного учебного плана

Примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год (далее - региональный примерный учебный план) разработан на основе федерального базисного учебного плана (далее - БУП-2004), федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФК ГОС), федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО) и является основой для формирования учебных планов муниципальных, государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования независимо от форм собственности, расположенных на территории Ростовской области.

Основные положения Пояснительной записки к региональному примерному учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов (приложение № 11 к настоящему приказу).

Региональный примерный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения); распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам и определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования (приложения № 2 - № 6 к настоящему приказу).

Региональный примерный учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, 5-9 классов - на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного  общего образования, 10-11 классов - на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.

Учебные занятия в 1-м классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.

Режим работы в 2-11 классах по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся  2-4 классов, а также 9 и 11 классов (без учета государственной итоговой аттестации) – не менее 34 учебных недель;  для обучающихся 5-8, 10 классов - 35 учебных недель. По решению муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 35-45 минут каждый.

Продолжительность урока для 1-11 классов не должна превышать 45 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10).

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-9 классы), «Технологии» (5-9 классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике», «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью, а также при изучении других предметов.  В классах углубленного изучения учебных предметов  при наличии необходимых условий возможно деление на три группы.

Кроме того, рекомендуется деление класса на группы при организации предпрофильной подготовки  в 9 классах и проведении элективных учебных предметов (курсов) в 10-11 классах.

Дополнительным резервом увеличения учебного времени является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

 

Рекомендации к разработке учебного плана образовательного учреждения 

1. Общие требования

Разработка учебного плана образовательного учреждения относится к компетенции образовательного учреждения. Учебный план образовательного учреждения разрабатывается для каждой ступени общего образования на основе регионального примерного учебного плана.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, в которую согласно ст. 2 п. 9 указанного выше закона включен учебный план.

Таким образом, учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения основной образовательной программы общего образования, наряду с которым по уровням разрабатывается система условий реализации основной образовательной программы и план внеурочной деятельности.

При наличии необходимых условий образовательное учреждение вправе разрабатывать индивидуальные учебные планы для группы или для отдельных обучающихся на основании заявления обучающихся, их родителей (законных представителей), если  другое не предусмотрено Уставом образовательного учреждения. Структура и содержание индивидуального учебного плана должны соответствовать  общим требованиям к составлению  учебного плана образовательного учреждения.

Разработчикам учебного плана образовательного учреждения следует учесть ряд положений:

  1. Федеральный компонент является обязательной частью учебного плана и  обеспечивает единство образовательного пространства.
  2. Целостность и сочетаемость инвариантной и вариативной частей, отражающих согласованность потребностей в образовании личности, общества и государства, обязательны для выполнения.
  3. Часы регионального компонента переданы в компонент образовательного учреждения и могут быть использованы по усмотрению образовательного учреждения, в том числе для реализации предметов (курсов, модулей и другое) этнокультурной и региональной направленности (например, комплексный учебный курс «Доноведение», включающий курсы «Литература Дона», «Природа и история Донского края», «История Дона», «География Дона» и другие).
  4. Компонент образовательного учреждения является вариативной частью учебного плана, часы которой могут использоваться по решению образовательного учреждения с учетом направленности основной образовательной программы образовательного учреждения.
  5. Базовый, профильный и углубленный уровень образования на старшей ступени определяются следующим образом:

- базовый уровень является обязательным для всех обучающихся 10-11 классов, он представлен набором обязательных учебных предметов в инвариантной части и набором учебных предметов по выбору в вариативной части федерального компонента;

- профильный уровень определяется набором учебных предметов профильного уровня, выбранных обучающимся из вариативной части федерального компонента учебного плана (не менее двух предметов профильного уровня);

- углубленный уровень образования предусматривает реализацию типовых (рекомендованных) учебных программ углубленного обучения по одному или нескольким предметам как правило с 8 по 11 класс в рамках максимальной нагрузки учебного плана, при этом увеличение количества часов на учебные предметы углубленного обучения предусматривается из вариативной части учебного плана (компонента образовательного учреждения);

- образовательное учреждение имеет право разрабатывать учебные планы, обеспечивающие реализацию всех трех уровней.

  1. Учебные программы регионального содержания могут использоваться в качестве модуля и дополнять программу учебных предметов инвариантной части.
  2. Принцип преемственности должен найти отражение в следующих позициях учебного плана: 

- преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего общего образования обязательна;

-  распределение часов вариативной части на каждой ступени обучения следует единой логике организации образовательного процесса;

- предпрофильная подготовка и профильное обучение являются единой системой, обеспечивающей самореализацию обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании;

- выстраивание содержательных сквозных предметных линий углубленного изучения предметов в образовательных учреждениях повышенного уровня и образовательных учреждениях, имеющих классы углубленного изучения отдельных предметов, обязательно;

- интеграция содержания  урочной и внеурочной деятельности должна найти отражение в компонентах основной образовательной программы для каждой ступени образования.

  1. Диверсификация (расширение) образовательных услуг с учетом потенциальных ресурсов образовательного учреждения и социальных запросов населения позволит обеспечить качество образования.

 

2. Рекомендации к реализации учебного предмета «Физическая культура»

В связи с изучением учебного предмета «Физическая культура» в объеме  3 часов в неделю с 1 по 11 классы (приказ Минобразования Российской Федерации  от 30.08.2010 № 889) с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни необходимо учесть при разработке рабочих программ  возможности образовательного учреждения (инфраструктуру, педагогические кадры, оборудование), а также состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную,  подготовительную, специальную медицинскую (письмо Минобразования Российской Федерации  от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

При проведении  уроков физической культуры  рекомендуется:

- использовать спортивные сооружения образовательных учреждений и спортивные площадки, оборудованные зоны, естественные природные ландшафты, спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей, спортивные  объекты, находящиеся в муниципальной  собственности;

- использовать при наличии условий интегративные, модульные программы (бадминтон, регби, теннис и другие), рекомендованные экспертным советом Минобрнауки Российской Федерации для апробации в образовательных учреждениях, в рамках 3-го часа физической культуры с целью воспитания устойчивого интереса и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной  деятельности,  формирования культуры движений, воспитания волевых, нравственных и эстетических качеств личности;

-  создавать на территории муниципального образования межшкольные центры для проведения уроков физической культуры;

- в случае необходимости привлекать к проведению уроков тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей;

-  использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность.

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры  не рекомендуется:

- проводить сдвоенные уроки физической культуры,  кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от образовательного учреждения;

-   заменять уроки физической культуры аудиторными занятиями.

Согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10 допустимо включать в учебные планы в рамках 3-х часов физической культуры в качестве модулей предметы двигательно-активного характера: хореографию, ритмику, современные и бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры.

 

3. Рекомендации к реализации вариативной части учебного плана

Часы вариативной части, включая часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения), могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов инвариантной и вариативной частей федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, элективных учебных предметов (курсов), дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации проектной деятельности, обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В 9 классе часы вариативной части рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся, в профильных 10-11 классах часы вариативной части рекомендуется использовать в поддержку конкретного профиля обучения с учетом выполнения задачи подготовки обучающихся, осваивающих   программы основного общего образования и среднего общего образования,  к государственной итоговой аттестации по обязательным предметам:  русскому языку и математике.

Компонент образовательного учреждения может быть представлен элективными учебными предметами (курсами) в качестве обязательных учебных предметов по выбору обучающихся, которые  выполняют три основные функции:

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов (курсов), что позволит поддержать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку к государственной итоговой аттестации;

- «надстройка» профильного учебного предмета (дополненный профильный учебный предмет становится углубленным);

- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Для введения элективных учебных предметов (курсов) рекомендуется использовать письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Образовательное учреждение самостоятельно принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных учебных предметов (курсов).

Использование программ элективных учебных предметов (курсов) в системе профильного обучения предполагает проведение следующих процедур:

-  обсуждение на методических объединениях образовательного учреждения;

- рассмотрение на методическом и (или) педагогическом совете образовательного учреждения;

-  утверждение директором образовательного учреждения.

Внутреннее и (или) внешнее рецензирование может быть назначено по решению педагогического совета образовательного учреждения и (или) директора образовательного учреждения.

 

4. Программно-методическое обеспечение к учебному плану образовательного учреждения

Образовательным учреждением самостоятельно разрабатывается и утверждается программно-методическое обеспечение к учебному плану образовательного учреждения. Программно-методическое обеспечение к учебному плану образовательного учреждения должно включать полные выходные данные учебных программ, учебников, учебных пособий, используемых в образовательном процессе по уровням и предметным областям.

При реализации учебного плана образовательного учреждения необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Использование учебных пособий регламентируется перечнем организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений.

 

5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Порядок применения определен приказом Минобрнауки от 9.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Порядок).

Порядок устанавливает правила применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации

- оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (допускается отсутствие аудиторных занятий, а местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся).

 

6. Особенности учебного плана по ступеням обучения

 

Начальная школа

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования  формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-4 классов:

-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,  коммуникативные);

-познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

-   формирование гражданской идентичности обучающихся;

- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

-   готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

-  личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.

В 1-4-х классах образовательных учреждений  Ростовской области реализуются ФГОС начального общего образования (приложение к настоящему приказу № 2).

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4-х классах. Один из модулей ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры») выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.

При выборе в каждом классе более одного модуля ОРКСЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРКСЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте  организации образовательного процесса в рамках малокомплектных образовательных учреждений.

Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается  по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» может изучаться в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, в рамках ФГОС может включать учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов, учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (раздел 3, ФГОС ООН).

Основная школа

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или в учреждении среднего профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Особого внимания на ступени основного общего образования требуют обучающиеся 5-6 классов, особенности их развития связаны со следующими изменениями:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных действий, таких какмоделирование, контроль и оценка,  проектирование собственной учебной деятельности;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, которая выражается в переходе от классно-урочной к лабораторно-семинарской и практико-исследовательской деятельности.

В 2014-2015 учебном году пилотные школы реализуют требования ФГОС основного общего образования в 5-7-х классах (приложение № 3 и приложение № 4). Образовательное учреждение самостоятельно выбирает вариант учебного плана на основе приоритетов в содержании и организации образовательного процесса.

Образовательные учреждения, реализующие на основной ступени обучения БУП-2004, берут за основу примерный учебный план для 5-9 классов (приложение № 5).

С целью развития основ читательской компетенции, овладения чтением как средством, совершенствования техники чтения в 5-6 классах учебный предмет «Литература» (2 часа в неделю – инвариантная часть ФК ГОС) может быть укреплен дополнительным часом из компонента образовательного учреждения.

Учебный предмет «Математика» изучается в 5-6-х классах.  Два учебных предмета: «Алгебра» и «Геометрия» в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерными образовательными программами изучаются в 7-9-х классах.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе (1 час в неделю), в 9 классе (2 часа в неделю).  В рамках ФГОС ООО изучение учебного предмета «Информатика» начинается с 7 класса (1 час в неделю) с целью совершенствования ИКТ-компетентности школьников для решения учебных задач.

Учебный предмет «Природоведение» (2 часа в неделю) изучается в 5 классе, кроме того, «Естествознание» (2 часа в неделю) изучается в 5 классе и может иметь продолжение в 6 классе за счет объединения часов учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1час в неделю). В пилотных школах, реализующих ФГОС ООО, учебные предметы «Биология» и «География» изучается в 5 классе (по 1 часу в неделю), затем их изучение продолжается в 6 классе (по 1 часу в неделю) и 7 классе (по 2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета «Биология» сокращено в части разделов ботаники и зоологии в федеральном компоненте, но вместе с тем в данном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».

Учебный предмет «География» объединяет физическую и экономическую географию в единый синтезированный учебный предмет, элементы экономико-политического содержания изучаются в учебном предмете «Обществознание».

Учебный предмет «Обществознание» (ФГОС ООО) изучается с 5 класса по 9 класс (по 1 часу в неделю), «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с 6 по 9 класс (по 1 часу в неделю)  и включает разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» по модульному принципу на интегративной основе

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Учебный предмет «Технология» изучается с 5 по 7 класс по 2 часа, а в 8 классе – 1 час в неделю. В пилотных школах, реализующих ФГОС ООО, учебный предмет «Технология» изучается в 5-6 классах по 2 часа,  в 7 классе – 1 час в неделю.

Часы «Технологии» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8 классе в объеме 1 часа в неделю как инвариантная часть учебного плана. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание». В 5-7 и 9 классах учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как самостоятельный учебный предмет за счет компонента образовательного учреждения или в качестве модуля (отдельных тем) в учебных предметах «Физическая культура», «Технология», «Обществознание», «География», «Биология», «Физика» и других (по выбору образовательного учреждения). В пилотных школах, реализующих ФГОС ООО, учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 7 классе в качестве инвариантной части учебного плана (1 час в неделю).

В 8-9 классах по решению образовательного учреждения учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» могут изучаться в рамках интегрированного предмета «Искусство» в объеме 1 часа в неделю.  

В 9 классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, предпрофильная подготовка создает условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене  или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.

Старшая школа

Среднее общее образование - завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с их личными интересами, особенностями и способностями. 

Реализация профильного обучения позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания образования, построения индивидуальных образовательных программ;

-   обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

-   обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента. Это означает, что учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и (или) выбраны для изучения обучающимися на базовом или на профильном уровне (приложение № 6).

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов (курсов), которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами на 3 ступени являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Обязательный учебный предмет «Математика»  включает изучение учебных курсов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» и демонстрирует общий объем часов. Образовательное учреждение вправе выбрать вариант изучения учебного предмета «Математика» («Математика» или «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия») и самостоятельно распределить количество часов на изучение курсов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» (4 часа - базовый уровень, 6 часов - профильный уровень) в зависимости от направленности образовательной программы образовательного учреждения (например, базовый уровень учебных курсов «Алгебра и начала анализа» - 3 часа, «Геометрия» - 1 час;  профильный уровень учебных курсов «Алгебра и начала анализа» - 4 часа, «Геометрия» - 2 часа).

По решению образовательного учреждения обязательный учебный предмет «История» может изучаться как интегрированный и включать разделы «История России» и «Всеобщая история»  или в качестве двух отдельных обязательных учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» как на базовом (в сумме - 2 часа), так и на профильном уровнях (в сумме - 4 часа).

Обязательный учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень – 1 час в неделю, профильный уровень – 2 часа в неделю) в 10 классах включает в рамках бюджетного финансирования  проведение 5-ти дневных учебных сборов в количестве 35 часов с целью обучения начальным знаниям в области обороны и  подготовки по основам военной службы.

Интегрированный учебный предмет «Естествознание» (3 часа) инвариантной части учебного плана для классов гуманитарной направленности может быть заменен учебными предметами «Биология» (1 час), «Химия» (1 час), «Физика» (2 часа) вариативной части базового или профильного уровней федерального компонента «Биология» (3 часа), «Химия» (3 часа), «Физика» (5 часов), что позволяет выполнить в полном объеме федеральный компонент базисного учебного плана без нарушения структуры учебного плана. Таким образом, учебный предмет «Естествознание» может не изучаться, если три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне;  один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне; два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне; все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

Интегративный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» инвариантной части учебного плана может изучаться в качестве самостоятельных учебных предметов «Обществознание» (1 час), «Экономика» (0, 5 часа), «Право» (0, 5 часа) вариативной части базового или профильного уровней федерального компонента «Обществознание» (3 часа), «Экономика» (2 часа), «Право» (2 часа), а также в разных сочетаниях базового и профильного уровней.

Таким образом, учебный план образовательного учреждения включает все обязательные учебные предметы на базовом уровне федерального компонента.

Общеобразовательный уровень подготовки обучающихся на старшей ступени составляют и другие базовые учебные предметы из вариативной части базового уровня федерального компонента, которые изучаются по выбору и дополняют набор учебных предметов федерального компонента («География», «Информатика и ИКТ», «Искусство (МХК)», «Технология» - по 1 часу в неделю).

Профильные учебные предметы определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, например,  «Физика», «Химия», «Биология» могут быть профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществознание», «Право», «Экономика» – в социально-экономическом профиле. Образовательное учреждение вправе самостоятельно сконструировать профиль из различных учебных предметов в соответствии с основной образовательной программой. Название сконструированного профиля должно соответствовать наполняемости содержания учебных предметов.

В случае если предметы  федерального компонента базисного учебного плана изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Совокупность базовых и профильных учебных предметов определяет состав федерального компонента учебного плана, реализующего профильный уровень образования.

Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обучающегося при профильном обучении следует:

- включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле;

- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента), которые не были определены как профильные;

- включить другие учебные предметы на базовом уровне по выбору из вариативной части федерального компонента;

- совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 31 час в неделю. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов, то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения;

- составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждении,  объем которого составляет не менее 6 часов при 6-дневной учебной неделе, не менее 3 часов при 5-дневной учебной недели.

Для составления учебного плана образовательного учреждения в классе универсального («непрофильного») обучения следует:

-  включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

-  включить в учебный план учебные предметы по выбору на базовом уровне (вариативная часть федерального компонента), которые не вошли в базовую часть инварианта. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + базовые по выбору), составляет 27 часов в неделю при выборе всех предметов вариативной части федерального компонента. В резерве остается 10 часов при 6-дневной учебной неделе, 7 часов – при 5-дневной. Эти часы входят в компонент общеобразовательного учреждения;

- составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения.   

Необходимо учесть, что количество часов на изучение учебного предмета на базовом уровне не должно равняться количеству часов профильного учебного предмета или превышать часы профиля с учетом различных курсов предметной направленности.

Старшая ступень общего образования готовит выпускников не только к обучению в учреждениях высшего профессионального образования, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности, поэтому необходимо внимательно изучить потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании профильных классов на 3 ступени,  особенно технологической направленности.  

Варианты примерных учебных планов отдельных профилей в приложении к  приказу Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» являются примерными и имеют рекомендательный характер. Кроме того, необходимо учитывать внесенные изменения в структуру и объем часов базисного учебного плана (увеличено количество часов на учебный предмет «Физическая культура» - по 3 часа в 10-11 классах, внесен в инвариантную часть учебного плана  учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - по 1 часу в 10-11 классах, предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-ти дневной учебной недели увеличилась до 37 часов). Примерные учебные планы следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

 

6. Особенности учебного плана вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

Общие положения

Особенностью регионального примерного учебного плана вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений является вариативность и индивидуальный подход к контингенту обучающихся, которые получают образование с использованием очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения на 1, 2 и 3 ступенях обучения, с целью создания условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся (приложения № 7 - № 10 к настоящему приказу).

При наличии контингента с более низким общеобразовательным уровнем может быть организовано в заочной форме обучение на ступени начального общего образования.

Нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования в 1-4 классах рассчитан на 4 года, 5-9 классах - на 5 лет. Обучающиеся 10-11(12) классов имеют возможность получить образование (по выбору обучающегося) как в 2-летний, так и в 3-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. 2-летний срок обучения на 3 ступени разработан на основании пункта 3 статьи 34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), который  предусматривает право обучающихся на ускоренное обучение.

Продолжительность учебного года составляет не менее 34 учебных недель. По решению муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и общеобразовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Учебный план обеспечивает достижение следующих целей:

- предоставление каждому обучающемуся возможности получения бесплатного качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования;

-   развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;

-   воспитание чувства гражданственности, патриотизма;

-   формирование культуры здорового образа жизни;

- создание условий социализации личности и дальнейшего профессионального самоопределения.

Требования к структуре и содержанию учебного плана вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений аналогичны требованиям к учебному плану дневных общеобразовательных учреждений.

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа самостоятельно определяет форму и процедуру проведения промежуточной аттестации по учебным предметам.  

 

 

Начальная школа

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Начальное общее образование в заочной форме обеспечивает базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения обучающихся.

Учебный план начальной школы рассчитан в 1-4 классы на 14 часов в неделю.

Обязательные учебные предметы: «Русский язык», «Иностранный язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» (ФГОС) или «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) - формируют гражданскую идентичность и приобщают обучающихся к общекультурным и национальным ценностям.

Для граждан, получающих начальное общее образование в возрасте, превышающем нормативный, целесообразно внести изменения в перечень изучаемых произведений в курсе «Литературное чтение» в соответствии с возрастом обучающихся и статусом школы пенитенциарного типа. 

В учебный предмет «Окружающий мир» (ФГОС), или «Окружающий мир (человек, природа, общество)» (ФК ГОС), могут быть включены в качестве модуля «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы правовых знаний», «География», «Обществознание» (по выбору общеобразовательного учреждения).   

 

Основная школа

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся: формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования.

Учебный план основной школы рассчитан:

5 классзаочная  форма обучения: 14 часов в неделю (13 часов - федеральный компонент, 1 час - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 23 часа (20 часов - федеральный компонент, 3 часа - компонент образовательного учреждения);

6 классзаочная  форма обучения: 14 часов в неделю (13 часов - федеральный компонент, 1 час - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 24 часа (21 час - федеральный компонент, 3 часа - компонент образовательного учреждения);

7 классзаочная  форма обучения: 14 часов в неделю (13 часов - федеральный компонент, 1 час - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 26 часов (23 часа - федеральный компонент, 3 часа - компонент образовательного учреждения);

8 классзаочная  форма обучения: 14 часов в неделю (13 часов - федеральный компонент, 1 час - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 26 часов (23 часа - федеральный компонент, 3 часа - компонент образовательного учреждения);

9 классзаочная  форма обучения: 14 часов в неделю (13 часов - федеральный компонент, 1 час - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 26 часов (24 часа - федеральный компонент, 2 часа - компонент образовательного учреждения).

На второй ступени в полном объеме представлены все обязательные учебные предметы федерального компонента: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Природоведение».

Старшая школа

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.                      

Учебный план для 10-11(12) классов призван обеспечить формирование образованной личности как интеллектуального потенциала общества на основе освоения духовной и материальной культуры человечества, функциональную грамотность и социальную адаптацию выпускников школы.

Региональный примерный учебный план рассчитан на 2-летний срок обучения (предельная допустимая аудиторная учебная нагрузка в 10 классе – 34 часов, в 11 классе – 35 часов, всего за два года обучения  – 69 часов) и 3-летний срок обучения (предельная допустимая аудиторная учебная нагрузка в 10 классе – 23 часа, в 11 классе – 23 часа, в 12 классе -  23 часа, всего за три года обучения  – 69 часов).

2-летний срок обучения

10 классзаочная  форма обучения: 21 час (18 часов - федеральный компонент, 3 часа - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 34 часа (25 часов - федеральный компонент, 9 часов - компонент образовательного учреждения);

11 классзаочная  форма обучения: 21 час (18 часов - федеральный компонент, 3 часа - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 35 часов (24 часа - федеральный компонент, 11 часов - компонент образовательного учреждения).

3-летний срок обучения

10 классзаочная  форма обучения: 14 часов (12 часов - федеральный компонент, 2 часа - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 23 часа (16 часов - федеральный компонент, 7 часов - компонент образовательного учреждения);

11 классзаочная  форма обучения: 14 часов (12 часов - федеральный компонент, 2 часа - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 23 часа (16 часов - федеральный компонент, 7 часов - компонент образовательного учреждения);

12 классзаочная  форма обучения: 14 часов (12 часов - федеральный компонент, 2 часа - компонент образовательного учреждения); очно-заочная форма обучения: 23 часа (17 часов - федеральный компонент, 6 часов - компонент образовательного учреждения).

Вариативная часть регионального примерного учебного плана может быть использована на элективные учебные предметы (курсы), в том числе региональной направленности и (или) этнокультурного содержания по выбору вечерней (сменной) общеобразовательной школы.   

При очно-заочнойформе обучения на 3 ступени возможна реализация профильного обучения при наличии условий и с учетом принципов организации профильного обучения дневных школ.

Необходимо учесть, что количество часов на изучение учебного предмета на базовом уровне не должно равняться количеству часов профильного учебного предмета или превышать это количество с учетом различных курсов предметной направленности.

При реализации учебного плана образовательного учреждения необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.